Pofigism as a lifestyle 2.0

Africar — автомобильный идеализм

Posted in Africar, автомобили by pofigist on 9 июля, 2015

Africar_Logo_

Рассказ об этой фирме я начал писать как часть повествования об очередном британском автомузее, но как-то так получилось, что история получилась длинной, а сделать ее короче у меня никак не выходило. Так что я просто сделаю отдельный пост об Africar, а о музеях напишу как-нибудь потом.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если б прекраснодушные борцы за все живое в Африке решили создать свой автомобиль для помощи этому самому живому? Я тоже не задумывался, но до сих пор я пребывал в твердой уверенности, что социалисты-идеалисты никогда не смогут создать ничего приличного. Впрочем, давайте об этом поговорим прямо сейчас.

Жил-был некий Тони Хауарт (Anthony Howarth), который зарабатывал на жизнь фотожурналистикой и, как собственный корреспондент газет и телевидения, объездил почти всю Африку. Путешествуя по африканским просторам, он понял, что в Африке есть две проблемы, причем, дороги — только одна из них. Эти дороги постоянно размывают дожди, их никто не ремонтирует, проехать по ним можно только на грузовиках, а на жалобы местных никто не реагирует. Знакомая картина, так?

Вторая проблема, по мнению Тони, была не в э… местном населении и даже не в их правительствах, целиком и полностью состоящих из (ну, вы поняли!) местных, а в колониальном прошлом стран. И даже не столько в прошлом, сколько в наглых замашках проклятых империалистов, наводняющих несчастные африканские страны своими мерзкими авторазвалюхами, никоим образом не подходящих к суверенным дорогам свободолюбивых африканцев. Кстати, это он утверждал на полном серьезе, из-за чего я могу сказать, что, с моей точки зрения он, простите, идиот.

Так вот, решил Тони — все, что нужно Африке, это «правильный», африканский автомобиль. Не ломающийся, с высокой проходимостью и такой, который можно починить, что называется, на коленке. И тогда он принялся за дело.

Мистер Хауарт вспомнил, что когда-то давно, он учился на автомобильного инженера (завалив, впрочем, экзамены, что типично для интеллектуалов такого типа) и решил, что способен создать идеальный африканский автомобиль. Памятуя о самом необходимом ингредиенте коктейля (надежности) он взял шасси и двигатель от Citroen 2CV, расширил колею с тем, чтобы она в точности совпадала с колеей грузовикой (кстати, интересное решение, особенно для тех мест, где грузовики раздалбывают дороги как хотят), а кузов сделал из фанеры, покрытой пластиком. Получилось вот что:

P1110682

Всего были построены три варианта этой машины — обычный пикап (на фотке), универсал и что-то шестиколесное. Все машины имели привод только на одну ось (это же Citroen 2CV, только в другом обличье), что, в принципе, никак им не мешало.

Но сделать машины — это  только начало. Самой сложной частью оказался сбор денег на создание Африкаров и наладку производства в, собственно, Африке. Разумеется, проклятые буржуи-капиталисты не хотели давать денег черт-ти кому и, несмотря на истерически заклинания «а в Африке дети голодают и будут голодать без автомобилей», повернулись к многообещающему социальному проекту пятой точкой. Кроме того, деньги требовались на улучшение конструкции автомобиля, в частности, на интеграцию гидравлической подвески производства знаменитого светоча настоящего британского качества (или, точнее, его отсутствия) British Leyland.

Поскольку краудфандинг тогда еще не придумали, а банки на сомнительные утопические проекты денег давать не хотели, то надо было искать выход. И такой выход был найден — Тони переговорил со своими друзьями из BBC (которые всегда готовы дать денег на любой, даже самый идиотский проект, лишь бы там звучали магические слова о капиталистах-угнетателях, свободолюбивой Африке и тому подобной ерундистике). Так или иначе, четвертый канал BBC заказал программу о проблемах автомобилизации Африки и о том, как подобные машины смогут поставить африканские страны в один ряд с остальными развитыми государствами.

Для телепрограммы было решено провести автопробег на Африкарах из Арктики (точнее, из Норвегии) до Экваториальной Африки с целью утверждения постулата о том, что вот эти машины самые-самые надежные и могут служить идеальным средством передвижения. Автопробег, кстати, прошел очень успешно и, как утверждает мистер Хауарт, ни одна из машин нигде ни разу не застряла, что, разумеется, показывает непревзойденные преимущества дизайна Африкаров перед угнетателями из Тойоты с их мерзкими Лендкрузерам и империалистами из Ровера (с их Дефендерами).  После того, как появились деньги, работа закипела. Перво-наперво, создали компанию Africar International Limited, которая появилась на свет в апреле 1986 года.

Вообще говоря, я не очень понимаю, зачем нужно было создавать свою машину, искать на нее деньги и так далее? Неужели нельзя было зайти в местное отделение Коммунистической Партии Британии, которые бы связались со своими московскими покровителями и замутить что-нибудь на базе того же УАЗ? Не думаю, что СССР отказался бы помочь африканским товарищам, в их борьбе с проклятыми империалистами. А вся прогрессивная западная общественность так вообще просто молилась бы на СССР, воплощающий мечту шампанских социалистов в реальность. Но вот как-то не сложилось.

В любом случае, новая компания начала детальную проработку проекта. Но вот беда — денег все не хватало и было решено выпустить специальные бумаги, типа депозитных акций, в обмен на которые покупатель таких бумаг мог потом, когда-нибудь, получить автомобиль со скидкой. Впрочем, это мы уже проходили с Фольксвагеном и Ладой (в перестроечные времена) и, во всех случаях, с абсолютно гарантированным результатом неполучения машины «инвестором».  Забегая вперед, скажу, что один такой инвестор машину свою, все-таки получил — он просто зашел на территорию фирмы и угнал ее прямо из цеха.

В любом случае, 1.5 миллиона фунтов, вырученных от продажи писулек, не хватало ни на что. Любой, кто хоть как-то сталкивался с разработкой автомобилей, сказал бы Хауарту об этом еще до начала проекта, но, как водится у прогрессивной общественности, главное начать, а дальше уж как Маркс положит. Проблема еще заключалась в том, что за проектом пристально следили люди из «органов» (в данном случае, финансового надзора), которым не понравилась идея сбора денег в обмен на бумажки, так что фирме надо было показать какой-никакой а прогресс.

И тогда, фирма устроила презентацию Африкара на рождество 1987 года. Фирма собрала всех акционеров и торжественно показала им новый, сверкающий в лучах софитов (пардон за штамп) автомобиль. Проблема была только в том, что это был не автомобиль, а просто муляж — у него не было двигателя и коробки передач, двери были наглухо заклеены, а свежая краска не успела высохнуть. Ездить он, разумеется, не мог и на сцену его вытащили, потянув за веревки. Но «инвесторам» об этом, разумеется, никто не сказал и они узнали о такой подставе только через полгода, когда фирма тихо скончалась,

Незадолго до банкротства, Тони решил провернуть еще одну аферу со сбором денег, на этот раз, его целью были 5 миллионов. Для этого, весной 1988 года, было решено создать Africar Plc, лицензировать ей ноу-хау на машину и выйти на биржу для продажи акций. Проблема была только в том, что когда бухгалтерам компании сказали, чтобы они оценили имущественные права на лицензию в 8 миллионов фунтов, они дружно послали руководство фирмы в пешее одинокое сексуальное путешествие.

Тогда неутомимый Тони предпринял еще одну попытку — он связался с теми идиотами, которые купили у него в 1986 году сертификаты на машину и предложил им выплатить всю сумму прямо сейчас и сразу (сертификат был только на депозит, а не на полную цену автомобиля), с гарантией получения машины через 60 дней. Кто-то, по-видимому, заплатил, потому что деньги у компании опять появились, хотя и немного. В начале июля 1988 года, у фирмы уже опять не было денег даже на то, чтобы выплачивать зарплату сотрудникам и мистер Хауарт срочно уехал в Штаты, чтобы окучить еще пару-тройку инвесторов и собрать финансы на продолжение деятельности.

Но тут в дело вмешался финнадзор и 18 июля 1988 года, полиция и фининспекторы конфисковали имущество компании и выставили его на торги. Самому же Хауарту полиция предъявила обвинения в растрате и финансовых махинациях (как оно всегда и бывает — финансовые проблемы у социалистов возникают только тогда, когда у них заканчиваются чужие деньги) и потребовала его экстрадиции из Штатов обратно в Британию. Требование, со временем, было удовлетворено и в 1994 году, по возвращении в Англию, Tony Howarth был арестован и осужден на полтора года тюрьмы за организацию финансовой аферы. После выхода из тюрьмы, он уехал в европейский прогрессивный рай, Французскую Социалистическую Республику, подальше от проклятых загнивающих капиталистов, загубивших его мечту из-за каких-то там мелких проблем с деньгами и отчетностью.

P1110696А что же стало с автомобилями? Фирма успела построить всего 6 таких машин, после чего, мелкосерийное производство подобных машин было налажено Special Vehicle Conversions. Модель под названием Bedouin продавалась либо в сборе, либо в качестве набора для самостоятельной сборки. Bedouin также был основан на Citroen 2CV и стоил совсем недорого — будущему владельцу надо было только привезти в фирму 2CV и заплатить около 300 фунтов (по другим сведениям, 1000), а через пару недель, приехать за своим новым автомобилям. Впрочем, желающих было немного и выпуск Bedouin был вскоре прекращен.

комментариев 5

Subscribe to comments with RSS.

  1. Julia Nikitina said, on 9 июля, 2015 at 19:43

    Хде ж у них, бедных, такие деньги, если голодають… Да и покупать такое страшновато) Неутомимый Тони старался, однако) Про муляж особенно понравилось!

    • pofigist said, on 9 июля, 2015 at 19:52

      Дык голодают и покупают машины там несколько разные люди. Но в чем он прав, так в том, что дешевые машины для развивающихся стран вполне имеют право на существование. Только делать их надо не на голом энтузиазме и идеализме, а с целью получения какой-никакой прибыли, хотя бы как Tata слепила свою (не особо успешную, правда, Nano).
      Ибо бесприбыльные проекты, декларирующие высокие цели, как правило, оказываются либо аферой, либо попадают в финансовую задницу. Либо оказываются нафиг никому не нужными, как широко разрекламированный ООН One Laptop Per Child.

  2. Damballah said, on 10 июля, 2015 at 07:48

    Забавную хреновину сколотили. 🙂
    Но делать размер колеи, совпадающий с грузовиками, имхо, сомнительная идея. Тогда надо делать и клиренс соответствующий. Хотя, Гугл подсказывает, что клиренс у этой фанеры был 305 мм. Сойдет для не особо раскатанной колеи. 🙂

    З.Ы. Не скажу за всю Африку, но в Нигерии дороги были шикарные. Их там немцы строили. Впрочем, как-то раз ездил в километров за 500 в один городишко, решил срезать 30 км, съехав с основной трассы. Попал, видимо, на дорогу, построенную советскими специалистами в 70-х годах. Из бетонных плит, как это было модно в те годы. Километраж сэкономил, но потерял много времени и нервов.

    • pofigist said, on 10 июля, 2015 at 13:48

      Клиренс у него действительно зверский, 12 дюймов. 🙂 Прямо как у LR Discovery (у него, впрочем, чуть побольше — 12.2 дюйма — 310мм). У военной версии козла (УАЗ 469) 300 мм, кстати.
      Кстати, у Citroen 2CV он тоже немаленький — у стандартной версии 150мм, а у какой-то супервысокой — 200мм.

      • Damballah said, on 11 июля, 2015 at 11:08

        К теще на дачу ездить было бы неплохо с клиренсом хотя бы 200мм. А то на нынешней тачке 150 и вечно пузом цепляю эту хренову проселочную дорогу.
        Вот на Маджесте было классно. У нее была пневмоподвеска и дополнительный контроллер, который мог выставить любой клиренс от 5 до 25 см, с шагом в сантиметр. Выставишь по максимуму, добавишь жесткости и, не снижая скорости, с асфальта на проселок. Класс! 🙂


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: