Pofigism as a lifestyle 2.0

Трамваи Сан Франциско (San Francisco Cable Car)

Posted in Мирометания, USA by pofigist on Август 30, 2013

Дело было вечером, делать было нечего, ибо с наступлением пятницы даже работающие в отделе разработок Tesla Motors  каким-то образом умудряются получить какое-никакое свободное время. То бишь, можно не работать до утра понедельника, но для особо нетерпеливых существуют еще суббота и воскресенье (я серьезно — поскольку мой доступ на завод позволял мне заявляться туда в любое время дня и ночи, я зачастую видел там разработчиков в выходные дни). Что эти самые нетерпеливые там делают, я не проверял — то ли действительно пашут, то ли сматываются от жены и детей. Что я там делал — отдельный разговор и не для этого блога.

В любом случае, дело было… черт, я уже это говорил. В общем, поехал я в Сан Франциско посмотреть на то, что там деется. Поскольку особо времени не было, я, как и все туристы, поперся на т.н. Рыбацкую Пристань (она же Fisherman’s Wharf), где и натолкнулся на вполне ожидаемую туристическую достопримечательность — трамвай.

Дело в том, что трамваи (вернее, они не совсем трамваи в привычном нам понимании) являются своеобразным символом города и практически все окрестные (и не только) сувенирные лавки просто ломятся от кривообразных моделей данного вида транспорта (сделаны эти модели, понятное дело, пьяным дядюшкой Ляо). А вот так выглядит настоящий трамвай:

P1040776

Устройства эти, при всей их необычайной архаичности, вполне способны передвигаться, хотя и не совсем самостоятельно. Дело в том, что двигателя у них нет, а в действие они приводятся тросом, который проходит между рельсами. У вагоновожатых (их там два) есть три рычага и одна педаль, с помощью которых они управляют трамваем. Один рычаг регулирует зацепной механизм, который «хватает» трос и «держится» за него, когда этот самый трос тянет трамвай. Второй — приводит в действие мощный тормоз. Педаль служит для подтормаживаний на поворотах и слишком больших спусках. Ну и последний рычаг — поворотный, находится у того из вагоновожатых, который находится на задней площадке и служит для торможения задних колес. Вот примерно так.

Идея гибридной канатно-трамвайной дороги пришла в голову некоему британскому инженеру по фамилии Халлидай еще в 1869 году, когда он увидел в Сан Франциско дорожную аварию, закончившуюся смертью пятерых лошадей. Дело в том, что город Сан Франциско расположен на довольно крутых склонах холмов и многие улицы представляют собой почти вертикальные дороги. Так вот, в один из не очень счастливых дней для любителей животных и весьма счастливый день для транспортного отдела Сан Франциско, тяжелая повозка, набитая всякой всячиной, поднималась в гору при помощи упряжки из пяти лошадей. Дорога была мокрая а повозка — тяжелая. В итоге, копыта заскользили, повозку поволокло вниз и все это закончилось так, как вы себе это представляете. Такие дела (с) Курт Воннегут.

И вот тогда Халлидаю пришло в голову, что если проложить кабель и рельсы, то на холм можно затащить не только какую-то там повозку, но и вообще, что угодно.  А поскольку папаша его имел патент на производство металлических тросов (из них, кстати говоря, сделали подвесы моста в Сакраменто), то идея наложилась на очевидные бизнес-интересы и так родилась первая кабельно-трамвайная дорога. Тесты системы прошли в 1872 году и к началу 1873 года первая коммерческая линия была сдана в эксплуатацию.

Что интересно, руководство города эту дорогу уже несколько раз попыталось прикрыть, ссылаясь на то, что технология устарела и вообще. Первый раз это произошло в 1892 году, когда на линию вышли электрические трамваи. Но большой проблемы для кабельных трамваев это не составило, потому что их электрические собратья взбирались на холмы с таким же трудом, как и лошади до них. Так что, кабель победил электричество и оставался самым популярным видом общественного транспорта вплоть до землетрясения 1906 года, когда землетрясение разрушило кабельную инфраструктуру.  Впрочем, несмотря на это, система бы выжила, если бы не появление гораздо более грозного конкурента — автобусов и троллейбусов.

Последние были лишены главного недостатка электрических трамваев — они могли спокойно взбираться по крутым улицам. Дело дошло до того, что кабельные линии было решено демонтировать, но общественное мнение вмешалось в сей процесс и некоторые маршруты были сохранены. На сегодняшний день остались три линии и перевозят они, в основном, туристов. Впрочем, от последних нет отбоя и даже поздним вечером (или ранней ночью?) на конечной станции была огромная очередь, часа эдак на два. Вот, счастливчики, остоявшие свое, загружаются в вагон.

P1040759

А этот вагон еще ждет, пока в него залезут пассажиры. Впрочем, для этого его еще надо развернуть.

P1040774

А вот пассажирский отсек, если так можно выразиться. Обратите внимание, что места в вагоне не только внутри, но и снаружи, вернее, на подножках (там еще указано, что больше двух человек на подножках быть не должно… угу, щассс).

P1040775

Разворачивают трамваи вручную, на специальном разворотном кругу. Привод у механизма простой — две человеческие силы и больше ничего. Сам процесс я заснял на видео, но вордпресс не позволяет мне его вставить сюда, поэтому вот вам ссылка на youtube. Заранее приношу свои извинения за качество съемки, ибо ночь, темно и вместо видеокамеры — фотоаппарат. Но общее впечатление составить можно.

Реклама

комментариев 8

Subscribe to comments with RSS.

  1. Set said, on Август 31, 2013 at 03:09

    Зря ты выбрал Вордпресс… грузится плохо, шаблоны не редактируются, в посты ничего не вставляется, да ещё они рекламу свою начали вставлять.

    • pofigist said, on Сентябрь 2, 2013 at 19:16

      Дык я его выбрал лет так пять назад, если мне память не изменяет 🙂 Тогда вроде бы они были на уровне. Не в ЖЖ же идти было 🙂

  2. julia nikitina said, on Август 31, 2013 at 18:36

    Разворот трамвая очень впечатлил, неожиданно так)

    • pofigist said, on Сентябрь 2, 2013 at 19:18

      Вообще говоря, ручной разворот трамваям не требовался, ибо где-то с 1910 года на линиях ездили двусторонние трамваи. То есть, доехал до конечной, вагоновожатые меняются ролями и все дела. Никаких тяни-толкаев.
      Но для туристов, понятное дело, сделали так, чтобы было как можно более эффектно и старообрядно 🙂

  3. minskmousem_mouser said, on Сентябрь 2, 2013 at 09:02

    Как сейчас помню , часа на полтора очередь что туда , что и назад… На один раз хватило:) кстати там всякие интересные знаки есть показывающие как не надо держаться за поручни. Поучительно так…

    • pofigist said, on Сентябрь 2, 2013 at 19:18

      Ага, я так и не решился эту очередь отстоять.

      • minskmousem_mouser said, on Сентябрь 3, 2013 at 08:48

        А что бы я потом дитям рассказывала?:) Как это мама поехала ёж знает куда и на ёж знает чем не покаталась?!

        • pofigist said, on Сентябрь 3, 2013 at 17:54

          Дык сфоткала бы и все, а на вопросы типа «ну как оно?» отвечала бы «будто сами не знаете» 🙂


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: