Pofigism as a lifestyle 2.0

Политика, Tesla, батареи и священные войны

Posted in автомобили, Tesla by pofigist on Февраль 24, 2012

На мой взгляд, основной проблемой интернет-сообщества (вернее, той толпы, которая в нем собирается, поскольку о сообществе речь идти не может даже в теории) являются холивары по любому поводу. Не только классические религиозные, но и политические (мой политик твоего политика умнее, честнее и вообще круче), технические (Intel супер, AMD аццтой), идеологические (все чужое раздать, только мое не трогать), техно-религиозные (Джобс иже еси на небеси) и так далее. Победители получают моральное удовлетворение от баталий, проигравшие — грандиозный баттхерт и бессонную ночь с придумыванием невероятной крутизны фраз, от которых оппонент сразу все осознает, падет на колени и попросит прощения.

Ну то есть, понятие холивара-то оно совсем не новое, народ в свое время вполне весело проводил время, сходясь стенка на стенку, но сейчас это понятие приняло массовый характер. И, что само собой разумеется, количество бесстрашных воинов клавиатуры намного превышает количество тех, кто пытается что-то такое высказать в лицо собеседнику. Еще бы — виртуальная жизнь безопаснее в физическом плане.

К чему это я? А к тому, что сейчас вокруг Tesla разгорается очедной сетевой скандал и виртуальные бойцы клавиатуры уже вовсю готовятся к драке. Причем, что интересно, бои ведутся сразу на нескольких направлениях: религиозном (зеленые против всех), политическом (правые против левых), идеологическом (электричество против бензина), техническом (ДВС против электромотора) и техно-религиозном (нет бога, кроме батареи и Tesla пророк ее).

В чем дело, спросите вы? А вот в чем (сорри за штампы, но что-то ничего более умного в голову не лезет).

Пару дней назад в некоемом блоге The Understatement, который я раньше и в глаза-то не видел, появилась заметка от Michael DeGusta о том, что батареи в Tesla Roadster умирают (то есть, с концами), если оставить их (машины, в смысле) в покое на некоторое время. Причем, проблема эта действительно существует и ее признает даже сама Tesla, ибо в руководстве пользователя к машине сказано, что полный разряд полностью заряженной батареи наступит примерно через 11 недель и тогда батарею придется просто менять. Понятное дело, что если батарея заряжена не полностью (ну вот, например, вы машину в аэропорту оставили), то разряд, соответственно, наступит раньше. Вместе с соответствующим пушным зверем, забежавшим в гости к этой батарее. Компания, что характерно, заменять батарею по гарантии отказывается, указывая на то, что если владелец решил не читать инструкцию (или не исполнять прочитанные рекомендации), то и флаг ему в руки.

Блоггер пишет о 5 известных ему таких случаях с умершей батареей. В одном из случаев, некий Max Drucker на время ремонта своего дома убрал машину в гараж, где она простояла два месяца. После того, как он ее оттуда попытался выкатить, выяснилось, что батарея преставилась и машину пришлось оттащить на эвакуаторе в ближайшую сервисную мастерскую Tesla, где его обрадовали известием о том, что батарее кирдык и ее придется менять. Правда, компания решила предоставить ему специальную скидку, так что новая батарея с установкой обойдется ему всего-то 40 килобаксов. Владелец злосчастного спорткара решил, что при цене новой машины в 100 тысяч, платить 40% за замену батареи несколько накладно.

Вот такая, в двух словах история. А теперь о том, что за этим последовало.

Надо сказать, что Tesla Motors — это что-то типа Apple в автомобильном мире. Дизайн, необычные машины, высокая стоимость, полный пофигизм руководства и разработчиков и при этом очереди на покупку, любой объявленный товар раскупается моментально и клиенты просто боготворят фирму. Все остальные автоконкуренты просто фигеют (другого слова не нашлось, хотя я и искал) со всего этого цирка и просто не понимают, как такое вообще возможно. Некоторые, самые умные, потихоньку пытаются подобрать компанию под свое крылышко (это я о Mercedes-Benz), а некоторые так просто устанавливают некие деловые отношения и дарят заводы (привет, Toyota). В общем, думаю, что это ни для кого не секрет, что Tesla, кроме выпуска собственных электромобилей, выпускает (или, так будет правильнее, будет выпускать) Smart ED (англоязычных прошу не смеяться, ибо ED означает Erectile Dysfunction, расстройство эрекции, из-за чего над Smart, в свое время, вволю наиздевались все, какие только нашлись, англоязычные автоиздания) и Toyota RAV4 EV.

Так вот, отношение клиентов к Tesla, как я уже сказал, основано на принципе «нам хоть в глаза плюй, все божья роса». То есть, поголовное обожание и все этому соответствующее. Разумеется, сразу после публикации такого обличительного поста на малоизвестном блоге, прогрессивная общественность не могла пройти мимо и, в лице нескольких «зеленых» автомобильных сайтов (GreenCarReports, AutoBlog Green и еще пары-тройки таких же, начали докапываться до сути. Напомню, что суть, по мнению некоторых авторов этих сайтов (не всех, надо отметить, далеко не всех) заключается в том, что Tesla и вообще электромобили есть круть неимоверная и вообще, божественное творение (ну за исключением тех, кто кроме Маркса ни в кого больше не верует, даже в Ленина), а те, кто пытаются ее очернить есть суть реакционеры, наймиты нефтяных компаний и вообще (о ужас!) голосуют против Обамы. Вот в таком примерно ключе.

За этим, разумеется, последовало «интернет-расследование» на тему того «а кто же он такой, этот ДеГуста?». Выяснилось, что он близкий друг или знакомый того самого Макса Друкера, который, собственно, и угробил батарею в своем родстере.  Тут уже воображение у интернет-вояк разыгралось и следующий пост на AutoBlog Green вышел под названием типа «Негодующий владелец пытается выбить бабло из Tesla» (перевод не дословный, да и название быстро сменили, ибо даже посетители сайта высказывали некоторое недоумение по этому поводу. Теперь статья называется просто «А не является ли история с Teslа просто затеей рассерженного владельца, которому отказали в гарантийном обслуживании?». Впрочем, желающие могут сами убедиться в том, как называлась статья первоначально, посмотря на линк на нее. Впрочем, на один вопрос писатели так и не ответили: а чего же, собственно, добивается блогописатель ибо из предоставленной документации как раз не следует тот факт, что он вообще требовал денег или чего-то либо еще. Ну кроме того, чтобы Обаму не переизбрали, это ведь, ясный пень, его главная цель.

Дальше, разумеется, Санта-Барбара не закончилась (там ведь много серии, помните?). Так вот, в ответ на все эти обвинения, уже другой автосайт, причем, не менее (а может и более) известный, чем ABG, опубликовал свою версию происходящего. По этой версии, которой я склонен верить, имя жалобщика и конфиденциальную переписку с Tesla «зеленые» сайты получили от кого-то внутри самой Tesla (точно неизвестно, так что это тоже все из разряда предположений). Но то, что они их получили, сомнений не вызывает ни у кого.

В отличие от истеричных «зеленых», пост на Jalopnik выдержан в довольно спокойном стиле и представляет собой интервью с этим самым Max Drucker, в котором он отстаивает свою позицию и обьясняет что, будучи ярым сторонником Tesla, все, чего он хотел, это, чтобы Tesla провела кампанию среди нынешних и будущих владельцев машин фирмы, предупредив их (не только мелким шрифтом в инструкции, которую все равно никто читать не будет), но и в более удобоваримом варианте (ну вот как наклейка на бензобаках дизельных машин «только дизель!»). Если то, что он говорит — правда, то мне лично его позиция понятна.

Tesla его посылала по известному адресу несколько раз (культурно, конечно, это же Америка) — посмотрите переписку, там все изложено. Да и сейчас ответ компании сводится, в основном к трем постулатам:

  • Батареи разряжаются, это их неотъемлемое свойство и если ты этого не знал, то сам дурак
  • В инструкции написано, что батареи нельзя доводить до полного разряда, а если ты довел, то гарантии на это нет. RTFM, дорогой товарищ покупатель.
  • Если батарея сдохла, то это по причине двух вышеуказанных постулатов, а потому так и быть, 40 тыщ на бочку и все дела.

Основные же аргументы форумных политиков сводятся к другим трем постулатам:

  • Если обычная машина сожрет все топливо и остановится, это  не значит, что ей нужно менять двигатель. Достаточно просто залить бензин (или дизель, главное не перепутать) и можно ехать дальше)
  • Обычную машину можно оставить на стоянке\в гараже хоть на год и если ее не украдут, то даже если она не заведется, всегда можно «прикурить» или купить новую стобаксовую аккумуляторную батарею.
  • Инструкции ни один нормальный человек не читает, поэтому «нас не предупредили, так что деньги на бочку!».

Теперь, когда с историей холивара покончено, попробуем спокойно разобраться в том, что же стало причиной скандала.

  1. Батареи действительно имеют свойство саморазряжаться. Некоторые это делают быстрее, некоторые медленнее. Но разряжаются все. Причем, если разряд полный, то батарея потеряет свои свойства. Именно поэтому, гибриды и электромобили не дают им разряжаться менее, чем на 20% и заряжаться на более, чем 80%.
  2. Кроме саморазряда, в автомобилях есть еще и разряд батарей от электроники. Напомню, что современные автомобили, фактически, представляют собой компьютерную сеть на колесах, где приборная доска «разговаривает» с радио, двигатель — с коробкой передач, зеркало — с дверьми, системы охраны — с датчиками, ветровое стекло — с концентратором и все вместе это постоянно треплется между собой, засыпает, просыпается, будит других и просыпается снова. В подробности вдаваться не буду, ибо NDA и все такое, но работает оно примерно так. И жрет энергию, даже если речь и идет о миллиамперах на каждый девайс.
  3. Гибриды и электромобили находятся не в тепличных условиях, а на улице, где и снег, бывает, идет. И дождь. И даже жара бывает. Батареи это все не любят, поэтому их надо подогревать или охлаждать, в зависимости от обстановки. Опять же, это расходует энергию. Гибридам проще, они, в крайнем случае, могут и бензиновым движком попользоваться для генерации энергии, а вот электромобилям деваться некуда.
  4. Обычно для подпитки т.н. дежурных устройств ставят стандартный 12В аккумулятор (да, в Prius он тоже есть). У электромобилей его может не быть, что явно не влияет положительным образом на разряд основной батареи. Prius, как я уже сказал — пофиг. У Tesla такой батареи нет, так что для их мшин это критично.

Вот примерно так. На мой взгляд, правых в этой истории нет вообще, впрочем, как и на 100% виноватых.

Почему я так думаю? Потому что электромобили еще не вошли в нашу жизнь настолько, чтобы воспринимать необходимость постоянной подзарядки как данность (мы же не едем заправляться каждый раз после поездки на работу?). То есть, потенциальные покупатели не привыкли к тому, что обслуживать эти машины надо по-другому, не как обычный автомобиль. Вина покупателей в том, что они не удосужились информироваться (не уверен, что такое слово существует) по данному предмету. А вина фирмы в том, что на этой стадии рынка, она не должна становиться в позу и утверждать, что покупатели идиоты, ибо RTFM и все такое. Более того, она должна учитывать, что родстеры, как правило, не являются машинами повседневного пользования (вот как позиционируется Model S), а скорее это машины выходного дня или «прокачусь раз в месяц, когда время будет».

Как бы я повел себя на месте Tesla? С одной стороны, перед глазами пример Apple, когда они напортачили с антенной и президент компании просто посоветовал покупателям держать аппарат в другой руке, тогда проблема, мол, исчезнет. Как все знают, народной любви к фирме это не поубавило. С другой стороны, я бы попытался, все-таки, договориться о частичном возмещении цены замены батареи, хотя бы в качестве пиара.  Как-то так. Впрочем, повод к очередному холивару все равно бы нашелся. И еще наверняка найдется, можете не переживать.

комментариев 12

Subscribe to comments with RSS.

  1. Ally said, on Февраль 25, 2012 at 08:55

    Про безопасность холиваров в физическом плане точно подмечено, только мало кто принимает всерьез эту причину. Да и не только в физическом… Наговорить гадостей или пожелать смерти абстрактным буковкам на экране гораздо проще, чем высказать то же в лицо живому человеку, даже тому, кто заведомо не причинит вреда.

    Каменты к статье в green car reports жгут, начиная с первой фразы 🙂

    Суммы впечатляют, но ведь никого не удивляет, когда то же происходит с батареями мобильников. А старый дисковый телефон воткнул в розетку — и он работает. Так что проблема не в механизме саморазряда (он известен и привычен по другим устройствам), а в величине затрат в том числе.

    • pofigist said, on Февраль 25, 2012 at 11:43

      Наговорить гадостей или пожелать смерти абстрактным буковкам на экране гораздо проще

      Проще, конечно. Особенно, когда не видя оппонента его можно представлять себе, как нечто особо мерзкое и отвратительное, не имеющее права на существование под солнцем. 🙂 Впрочем, холивары, как правило, и выливаются в соревнование «кто изощреннее скажет «сам дурак!»».

      Суммы впечатляют, но ведь никого не удивляет, когда то же происходит с батареями мобильников.

      На мой взгляд, проблема не саморазряде и не потреблении дежурных устройств (хотя они добавляют свою весьма ощутимую лепту). Дело в том, что потребителя долго и нудно убеждали, что электромобиль — это то же самое, что обычная машина, только бензин заливать не надо. На каждом углу (да и на сайте той же Tesla) кричат, что обслуживать их почти не надо, возни меньше, чем с ДВС и т.п. Поэтому психологически народ не был готов к тому, что заботиться об электромобиле все-таки надо, только помнить при этом надо о совсем других вещах.
      То есть, если довести аргументацию до абсурда, представь себе ситуацию с повозкой в 1 лошадиную силу и новым самодвижущимся бензиновым агрегатом. Владелец последнего угробил двигатель, потому что не знал (хотя в инструкции и было написано), что в него надо заливать масло. В лошадь-то масло заливать не надо было. А воду и топливо (сено там или бензин) он исправно предоставлял. Подковы и шины тоже менял, это как бы тоже привычный момент. А масло — нет.
      И вот теперь владелец владелец авто требует у производителя денег на ремонт, ибо «не знал, не ожидал и все такое».

      • Ally said, on Март 5, 2012 at 10:45

        Так можно дойти до требования писать на стаканчике предупреждение, что внутри горячий кофе 😕 Тоже бред.

        • Damballah said, on Март 5, 2012 at 10:47

          Дык до этого уже давно дошли. Во избежании судебных исков со стороны «пострадавших». 🙂

          • Ally said, on Март 5, 2012 at 11:02

            Знаю. Но не понимаю и не одобряю. Если человеку подсунули горячий кофе без его ведома, то не предупредить — свинство, но если он сам минуту назад заказал кофе, то не знать об этом как-то странно. Разбираться в механизме работы двигателя простой водятел действительно не обязан. Однако инструкции пишутся в расчете не на инженеров, которым и так все понятно из фоновых знаний, а как раз на таких водятлов.

            • pofigist said, on Март 6, 2012 at 05:37

              Основная проблема в том, что инструкции обычно пишут люди, которые не имеют ни малейшего представления о предмете инструктирования. И без единой светлой мысли в голове.

              Хотя и в инструкциях иногда попадаются гениальные вещи. Например, когда я был студентов первого курса, я подрабатывал переводами инструкций с английского на русский. И, помнится, мне попалась инструкция к видеоплейеру Тошиба. Ну такой с кассетами, не пишущий.
              Так вот, в инструкции был раздел «Запись». Плейер, повторю, не пишущий. В этом разделе на всю страницу огромными буквами была гениальная надпись: «Это плейер. Он не может ничего записывать! У него нет кнопки «Запись»! Ее нет на передней панели! Ее нет на пульте ДУ!Если вам нужна запись, купите другую модель! (список моделей прилагается)»
              Можно себе представить, как их достали этим вопросом… 🙂

              • Damballah said, on Март 6, 2012 at 16:02

                Вот это замечательнейшая инструкция! (хотелось бы поставить смайл :punk: , как на НЛ, но думаю, что его здесть нет) 🙂

              • Ally said, on Март 6, 2012 at 16:41

                Класс 😀

  2. Damballah said, on Март 4, 2012 at 07:37

    А что так, мягко выражаясь, не кисло батареи стоят? Это ж можно купить сотни четыре обычных аккумуляторов и возить их в прицепе. Думаю, что запас хода тоже сильно увеличится. 🙂

    З.Ы. Давненько я тут не был. Смотрю, некое оживление наметилось в последнее время. 🙂

    • pofigist said, on Март 6, 2012 at 05:39

      Можно, но запас хода не увеличится (вес-то у них тоже нехилый). АвтоВАЗ такое пробовал в аккурат перед Перестройкой.
      Да и с батареями морока — там жидкостное охлаждение (и обогрев), кондиционирование каждой ячейки и т.п. В общем, не так все просто.

      • Damballah said, on Март 6, 2012 at 16:05

        Есть рацпредложение! К прицепу приделать дирижабль с гелием, чтоб уменьшил вес оного прицепа. 🙂
        Чего еще усовершенствовать? У меня идей много! 😀

        • pofigist said, on Март 6, 2012 at 17:20

          А потом кто-то сигарету из окна выбросит и превратится твой прицеп в нечто реактивное 🙂


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: