Pofigism as a lifestyle 2.0

До свидания General Motors, да здравствует Government Motors! Часть 2.


General_Motors_logo Окончание. Начало здесь.

Итак, посмотрим на то, во что может вылиться процесс национализации GM, в результате которого, компания становится, фактически, Government Motors (правительственным автопромом).

Если не считать Renault и Volkswagen, в которых правительство держит миноритарные (хотя и довольно значительные по объему) пакеты акций, практически ни одна государственная автокомпания (сразу приходит на ум АвтоВАЗ) не выпускает конкурентоспособные на рынке автомобили. Возможно, что такие компании существуют, но я, что-то, не могу вспомнить о таких. Тем более не могу вспомнить об успешных компаниях, в которых заправляют профсоюзы (тут мне уже на ум приходит книга Атлас Освобожденный, Atlas Shrugged). Зато обратных примеров пруд пруди, взять хотя бы историю национализированных британских автопромышленников.

В любом случае, допустим, что национализация Chrysler и General Motors прошла успешно (потому что если этой мысли  не допускать, то можно просто пойт и зажечь свечу за упокой).  Что будет с брендами, принадлежащим этим фирмам? В данной статье я не хочу говорить о перспективах Крайслера (довольно туманных, кстати, на мой взгляд) а попытаюсь сконцентрироваться на GM.

hummer_logo

Прежде всего, компания объявила о том, что бренды Pontiac и Saturn будут прикрыты. Следующим шагом станет продажа Hummer. И вот тут начинается самое интересное. Во-первых, GM объявила, что покупатель найден. Во-вторых, его имя не разглашается. Если вы читали мои давние спекуляции на тему, то помните, что речь идет либо о китайцах, либо индусах, либо русских. В первом случае, можно упомянуть SAIC (у которого сейчас проблем выше крыши, после приобретения Rover и слияния c Nanjing), DongFeng (у которого уже есть свой вариант цельнотянутого Humvee) и малоизвестная Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Company Ltd, вся капитализация которой составляет менее, чем полмиллиарда долларов. В случае индусов, Тата вряд ли пойдет на еще одно рискованное приобретение, поскольку им срочно нужны деньги на наращивание объема производства убогой Nano, а также, на поддержание Land Rover и Jaguar. Остается Mahindra & Mahindra, которая специализируется на внедорожниках и уже несколько раз пыталась выйти на рынок США. В третьем случае речь идет о группе ГАЗ, но это представляется совсем уж маловероятным, поскольку им сейчас хватает забот, в связи с покупкой Adam Opel GmBH.

Я бы сказал, что реально покупателем может быть либо Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Company Ltd (если она получит поддержку со стороны китайского правительства, конечно), либо Mahindra & Mahindra. Больше никаких вариантов мне на ум не приходит, хотя, вполне возможно, что я недооценил какую-то азиатскую компанию, тот же Proton, например. Но это мне представляется как уж совсем фантастический вариант.

vauxhall_logo

Ситуация с Opel/Vauxhall в корне отличается от ситуации с Hummer. Во-первых, покупатель уже точно есть и все знают кто это. В роли такового выступает Magna International с 20% акций, группа ГАЗ (читай, Сбербанк) с 35%,  столько же акций у американского подразделения GM (т.е. фактически, у правительства США), а еще 10% принадлежат работникам компании. Во-вторых, у фирмы достаточно неплохое положение на рынке — ее автомобили достаточно конкурентоспособны (хотя бы даже и из-за ценовой политики) и пользуются очень неплохим спросом. Кроме того, фирма наладила неплохое сотрудничество с другими автокомпаниями и пользуется их платформами (Corsa = FIAT Grande Punto, например). В общем, все не так плохо.

Как вариант, кстати, рассматривается полное отделение Vauxhall от Adam Opel и возвращение его в лоно GM. На мой взгляд, для Vauxhall это будет просто катастрофой, поскольку уже, как минимум, двадцать лет, фирма не выпустила ни одной своей модели, довольствуясь наклеиванием своего шильдика на машины Opel. Пусть даже компания и доминирует на британском рынке, но, в случае прекращения сотрудничества с Opel, она быстро потеряет свое положение.

Зачем группе ГАЗ Opel/Vauxhall — хороший вопрос, поскольку фирма не смогла справиться с управлением даже достаточно небольшой зарубежной компании (речь идет о LDV). Пока что идут разговоры о том, чтобы сменить на конвейере провальный проект Volga Siber, основанный на предыдущей модели Chrysler Sebring. Но что именно будет выпускаться в России, как и сколько оно будет стоить — непонятно. Смею предположить, что это будет либо предыдущая модель Vectra, либо Insignia.

Интересно что станет с совместным предприятием GM-АвтоВАЗ, выпускающим Шеви-Ниву.

WULING

Тут все достаточно просто — Wuling является совместным предприятием (причем, довольно успешным с финансовой точки зрения) GM и SAIC. Возможно, SAIC выкупит долю GM за бесценок, но бренд продолжит существование. О том, как работает эта контора, я не очень наслышан, так что ничего сказать не могу.

Holden_logo

Holden — австралийский бренд GM, занимающийся, в основном бедж-инжинирингом, хотя и выпускает несколько своих собственных моделей. Фирма поддерживает тесные связи с GM Daewoo и Opel/Vauxhall. В основном, Daewoo и Opel экспортируют свои модели для Holden, но некоторые модели отправляются в обратном направлении, например, Vauxhall Monaro или VXR8, которые выпускаются Holden и импортируются на наши острова.

Если судить по пресс-релизам Holden, то компания уже прошла стадию реструктуризации (не без помощи Австралийского правительства, правда) и вполне устойчива в финансовом смысле. Фирма останется в подчинении New GM, по крайней мере, в течение 2009 года.

daewoo_logo

Тут ситуация очень напоминает Holden, за исключением того, что подразделение GM Daewoo (или GM DAT) является наиболее критичным для реализации плана возрождения New GM. Дело в том, что поскольку GM почти не выпускает небольшие автомобили, а европейские модели типа Opel Astra и Opel Vectra (Saturn Astra и Saturn Aura соответственно) в США не особо прижились, то становится понятным, кто будет поставлять машины малого размера на рынок США. Сразу оговорюсь, что этот рынок для меня не очень понятен, поэтому я авторитетно говорить на эту тему не могу. Но то, что GM DAT станет тем локомотивом, который будет вытаскивать New GM из того, пардон, дерьма, в котором она сейчас находится, ясно.

saab-logo

Тут тоже все относительно просто.  Фактически, SAAB сейчас находится в стадии технического банкротства (а что еще можно ожидать от фирмы, которая не обновляла свой модельный ряд достаточно давно, а также, находится на последних местах в рейтингах качества?) и поддерживается правительством Швеции. Однако, GM уже заявила о том, что до конца 2009 года фирма будет продана (вот только кому? может, Subaru?).

GM Volt

Лично меня во всей этой катавасии заботит только один проект — Volt, о котором я уже писал.

Технически автомобиль очень интересный (насколько может быть интересным решение а-ля дизель-электровоз) и обещает составить реальную конкуренцию Тойоте с ее Prius. Проблемы тут две — во-первых, проект очень дорогой, причем, дорогими будут и сами машины — в районе 40К долларов (в Европе, разумеется, значок валюты сменят и 40К Евро — вполне ожидаемый ценник). Во-вторых, массовое производство (я имею в виду, серьезное массовое производство, в шестизначных цифрах) пока не планируется ввиду отсутствия батарей. Я не знаю, как именно будет расходиться эта машина в США, но могу смело сказать, что купить Opel в Европе за 40К Евро сможет только полный кретин, поскольку бренд находится где-то на уровне грязи на дороге по ценности.

Другая проблема состоит в том, что, хотя Volt уже окрестили «убийцей Prius-a», он вполне может стать убийцей GM, поскольку первые несколько лет фирме придется продавать его в убыток. Добавим к этому объемы производства на уровне 50К в год и можно представить себе сколько денег потеряет фирма. Скептики обычно говорят, что Toyota тоже теряла деньги на Prius и только недавно вышла на прибыльный уровень. Так-то оно так, но, во-первых, прибыли Тойоты не чета убыткам GM (хотя в этом году Тойота впервые объявила об убытках), а во-вторых, Тойота планомерно нарастила выпуск Prius до вполне себе серьезных величин (250 тысяч в год, на сегодняшний момент) и собирается наращивать его и дальше (до 500К в год). Где GM возьмет столько денег для поддержания программы и, что еще более важно, где они купят столько батарей — загадка. У Toyota хотя бы есть Panasonic (который полностью работает на них, в смысле поставок батарей), а также, тесные связи с Fuji Heavy Industries (Toyota владеет серьезным пакетом акций этой компании). Еще один японский производитель батарей, Sanyo работает на Honda, а та вряд ли поделится рынком. Так что надежда на корейцев из LG Chem, но смогут ли они выпустить достаточное количество надежных батарей — хороший вопрос.

Кроме того, остается еще вопрос гарантии. Лично я бы не купил Prius, если бы компания не давала на него 8 лет гарантии, причем, в финансовом состоянии фирмы я был уверен. GM говорит о десятилетней гарантии на Volt, но будет ли сама фирма на рынке через 10 лет? Можно, конечно, обеспечить гарантии полисами страховых компаний, но это означает еще одну статью серьезных расходов на данную программу.

Что бы сделал я на месте руководства компании в краткосрочной перспективе? Во-первых, прикрыл бы Volt к чертовой матери и пусть «зеленые» сходят с ума. Им это не повредит, потому что сходить там не с чего. Во-вторых, сконцентрировался бы на «доводке» корейских и австралийских моделей с тем, чтобы их можно было продавать в США и, что самое главное, чтобы американский покупатель принял их, «как родных». То есть, адаптация подвески, салона и изменение настроек привода и трансмиссии. Это дало бы компании передышку и позволило бы руководству громко отрапортовать о выполнении задания ДемПартии (в смысле закона о вредных выбросах и расходе топлива) . Затем, после того, как компания вышла «в ноль», можно было бы возобновить программу Volt, тем более, что и батареи бы появились в достаточном количестве и с деньгами получше бы стало.

Да, в таком случае компания потеряет славу мирового лидера в разработке гибридов, но, во-первых, она ее еще не приобрела, а во-вторых, может скончаться раньше, чем такая слава ее настигнет.

Вот такие мои соображения по поводу будущего GM. Нерадостные, надо заметить.

комментариев 25

Subscribe to comments with RSS.

  1. Ally said, on Август 26, 2009 at 21:31

    По поводу покупки Опеля. Только недавно мелькнула мысль: чем бесконечно клепать Калины и перелицовывать десятки, вазу стоило бы скупить на корню какое-нибудь производство, как в свое время поступили с Фиатом. Глядишь, еще лет на 40 хватит.

  2. pofigist said, on Август 26, 2009 at 21:37

    Идея-то неплохая. Но пример Volga Siber у всех перед глазами. Ты думаешь, что если АвтоВАЗ купит Опель, он не убьет его на корню?

  3. Ally said, on Август 26, 2009 at 22:04

    Себринг очень даже ничего был (и есть). Волгу на его основе не видела.
    Фиат же не умер после того, как у него купили 124. Тоись, если Автоваз купит Опель, Опелю придется несладко (кстати, а что его ждет в случае с ГАЗом?), а вот скупить одну-две удачных модели (необязательно у Опеля) — почему бы и нет.

  4. pofigist said, on Август 26, 2009 at 22:37

    Волга Сайбер:
    http://en.wikipedia.org/wiki/Volga_Siber

    По поводу Фиата. АвтоВАЗ же не купил Фиат целиком, а только лицензию (и завод к ней) на 1 модель. Кроме того, расчет производили не деньгами, а металлопрокатом, из-за которого (а, вернее, из-за мерзкого качества которого) Фиат чуть не отдал Богу душу.

  5. Ally said, on Август 26, 2009 at 22:48

    Я имею в виду, живьем не видела. А обзоры читала. В Авторевю с Октавией сравнивали. Не в пользу Волги.

    Эээ… Я как бы знаю, что Фиат целиком никто не покупал. Как и Крайслер, у которого заимствовали Себринг. Но идея одна и та же. Называется, не можешь придумать — передирай 🙂

  6. pofigist said, on Август 27, 2009 at 18:38

    Дык есть разница между «передрать» и «прибрать к рукам». Вот, например, ты про историю с Газелью Максус слышала?

  7. Ally said, on Август 27, 2009 at 19:24

    Есть, и немалая. Моя реплика относилась к появлению в ассортименте ГАЗа Вектры/Инсигнии, а не к покупке Опеля. Кстати, Инсигния меня не впечатлила. Дешево и с претензией — нехорошее сочетание.

    Вот, например, ты про историю с Газелью Максус слышала?

    Это ты про упомянутую в посте компанию LDV?

    Оффтоп: ты не слушал альбом Xandria «India»?

  8. pofigist said, on Август 27, 2009 at 20:10

    Я не думаю, что кто-то соберется продать ГАЗу лицензию на Insignia или Astra. А вот компанию целиком — вроде бы да. Не зря же Медведев ездил на встречу с Меркель, после которой немцы выставили ультиматум Обаме и GM?

    Insignia — дешево, да. С претензией… ну дык ВСЕ последние Опеля так сделаны, включая несчастную Корсу (исключая Agila, которая вообще не Опель а очень даже индийский Maruti Suzuki:)). Больше хрома, ломаных линий и т.п.
    Я тут, кстати, недавно разбирал приборную доску Insignia. Помнишь советские пластиковые игрушки с облоем на краях? Вот оно и есть. Если провести по пластику ногтем, останется белый след (на пластике, не на ногте :)) Зато внешне смотрится (опять же, пластик, не ноготь :)) вполне прилично и даже типа дорого.

    Это ты про упомянутую в посте компанию LDV?

    Угу. У которой попросили продать лицензию, а она отказалась. Тогда ГАЗ купил нафиг всю компанию, забрал техдоки и бросил ее на произвол судьбы. На настоящий момент, LDV в состоянии технического банкротства, из 850 человек, некогда работающих на фирму, остались 35. Такие дела (с) Курт Воннегут.
    Так вот, ты думаешь, что с Опелем будет по другому?

    Xandria не слушал, из последнего мне очень понравился Vision of Atlantis.

  9. Ally said, on Август 28, 2009 at 13:32

    Я тут, кстати, недавно разбирал приборную доску Insignia.

    Как это тебя угораздило? 🙂

    вполне прилично и даже типа дорого.

    Ну не знаю-не знаю, пластик «под дерево» обычно и выглядит «под дорого» 🙂

    Тогда ГАЗ купил нафиг всю компанию, забрал техдоки и бросил ее на произвол судьбы.

    Да уж, невеселая перспектива. А у остальных покупателей какие планы на счет Опеля?

    Xandria не слушал, из последнего мне очень понравился Vision of Atlantis.

    Спасибо, послушаю.
    Я не знаю, смотрел ли ты последнее евровидение, там была группа из Эстонии http://www.youtube.com/watch?v=XJmWdWMmoPY Они мне очень понравились и, естественно, ничего не выиграли. Так вот Xandria «India» — это помесь этих эстонцев с Within Temptation «The Heart of Everything». Предупреждаю, на Найтвиш не похоже 🙂

  10. pofigist said, on Август 28, 2009 at 18:24

    Как это тебя угораздило? 🙂

    Работа такая — писать софт для автомобильных систем 🙂

    Ну не знаю-не знаю, пластик «под дерево» обычно и выглядит «под дорого» 🙂

    Он достаточно темный и в глаза не бросается. Но качество всего остального пластика… я даже ничего говорить не хочу об этом.

    Да уж, невеселая перспектива. А у остальных покупателей какие планы на счет Опеля?

    «Остальные» — это кто? Бельгийцы из RHJ? У меня такое впечатление создалось, что они подставная контора. Ну посуди сама — фирма, абсолютно без опыта управления автомобильным производством решила подписаться под многомиллиардные долги и т.п.? Если они получат контракт, то, ИМХО, это будет примерно как та история с Камазом полном наличности при выкупе ЮКОСа. С той разницей, что руководство Опеля не посадят. В общем, я считаю, что RHJ тут просто как противовес Магне\ГАЗу\Сбербанку. Либо чтобы цену задрать, либо, чтобы сохранить видимость законности, либо, чтобы в последнюю минуту сделать финт ушами и любой ценой не отдавать Опель «этим русским».

    Что интересно, правительство Германии уже предлагает вытаскивать Опель из кризиса самостоятельно, формально сохранив его за GM. У них там выборы и если правящая коалиция срочно что-то не придумает, то черта с два их там изберут.

    • Ally said, on Август 29, 2009 at 22:40

      «Остальные» – это кто?

      А Магна и профсоюз в управление соваться не будут?

      правительство Германии уже предлагает вытаскивать Опель из кризиса самостоятельно

      Нафига козе баян?

      • pofigist said, on Август 29, 2009 at 22:43

        Если управление получит ГАЗ, пусть хотя бы и косвенно, то профсоюз может идти лесом. ИМХО, конечно, но разговор с ними будет вестись примерно в таком тоне:
        — Мы будем бастовать, если вы не выполните наши требования!
        — Без проблем, мужики. Только если вы однажды проснетесь и увидите, что производство перенесено в Россию, не обижайтесь.
        — Э…

        Нафига козе баян?

        Спасение градообразующего предприятия перед выборами — дело святое 🙂 А после выборов — хоть трава не расти.

  11. pofigist said, on Август 28, 2009 at 18:28

    Группу из Эстонии слышал и она мне очень понравилась. В этот момент я понял, что раз она мне нравится, значит не видать им первого места, как своих ушей.

    WT мне очень нравится. но последний альбом у них какой-то серый. Кроме Our Solemn Hour, в общем-то, никакая музыка. За Xandria спасибо, попробую найти.

    Кстати, в последнее время я плотно подсел на Sirenia. Очень своеобразная группа (только не надо на них смотреть, бо не очень приятное зрелище, особенно вокалистка первого состава).

    • Ally said, on Август 29, 2009 at 21:13

      WT мне очень нравится. но последний альбом у них какой-то серый.

      Хех, а мне как раз только последний и нравится. Все остальное после беглого прослушивания показалось заунывным. Послушать, что ли, еще раз? 🙄

      За Xandria спасибо, попробую найти.

      Выложить?

      Кстати, в последнее время я плотно подсел на Sirenia.

      Слушала только The 13th Floor — понравилось.

      только не надо на них смотреть, бо не очень приятное зрелище, особенно вокалистка первого состава

      Вот уж что мне пофиг, так это внешность вокалистки. Пусть хоть Сьюзан Бойл поет.

      Послушала Visions of Atlantis — Cast Away. Вроде и неплохо, а не цепляет.

  12. pofigist said, on Август 29, 2009 at 21:45

    Хех, а мне как раз только последний и нравится. Все остальное после беглого прослушивания показалось заунывным. Послушать, что ли, еще раз? 🙄

    Мне у них больше всего Silent Force понравилось.

    Выложить?

    Если не в облом. 🙂

    Слушала только The 13th Floor – понравилось.

    Nine Destinies and a Downfall чем-то похоже на 13-й этаж. Достаточно альбомы An Elixir For Existence (особенно Lithium and a Lover — интересно, что они этим хотели сказать???) и Sirenian Shores. А вот At Sixes And Sevens меня вообще не впечатлил.
    На НЛ раздавали дискографию не так давно.

    • Ally said, on Сентябрь 2, 2009 at 09:21

      Silent Force пропёр, спасибо за наводку 🙂 Оказалось, у меня его вовсе не было. А тоску на меня наводили Enter и Dance.

      • pofigist said, on Сентябрь 2, 2009 at 22:04

        Если уж на то дело пошло, попробуй Vision of Atlantis — Eternal Endless Infinity. Заодно и скажешь мне (возможно) что это за пионерская песня, из которой они сделали Lovebearing Storm. Я уже вторые сутки пытаюсь ее опознать.

        • Ally said, on Сентябрь 3, 2009 at 11:32

          Музыка – принципиально не мое. Что касается пионерской песни, то первая ассоциация – «Свадьба в Малиновке». Вторая – народная песня «Выйду на улицу, гляну на село». Хотя мне почему-то чудится, что первоисточником окажется не народная, а военная песня, но не «Катюша» или «Смуглянка», а что-то менее известное. Не пробовал спросить на форуме sovmusic.ru?

          • pofigist said, on Сентябрь 3, 2009 at 11:40

            Ну не нравится, так не нравится 🙂 Как по мне, так очень даже. Вообще говоря, периодически у меня возникает ощущение, что многие группы просто утаскивают русские народные мелодии, обрабатывают их и что-то такое в металле с ними вытворяют. Например, Dark Moor, трек Hand in Hand. Там в припеве какие-то казацкие дела играют, ужасно патриотические и все такое. Или Rhapsody, которые обыграли «Яблочко» в Dawn of Victory.

  13. Ally said, on Август 29, 2009 at 22:56

    Lithium and a Lover – интересно, что они этим хотели сказать???

    Препараты лития используются для лечения психических расстройств, в частности маниакально-депрессивного психоза. Отсюда метафора.

  14. pofigist said, on Август 29, 2009 at 22:59

    Спасибо 🙂 Я удалил ссылку из твоего поста, во избежание 🙂

    И насчет разъяснения тоже спасибо. Я бы не догадался.

  15. Ally said, on Август 29, 2009 at 23:00

    Не за что 🙂

  16. Ally said, on Сентябрь 3, 2009 at 16:11

    К русской народной музыке текст про викингов присобачить — и готов pagan или какой там metal. Еще, наверное, хорошо пойдет «собака крымский хан» из «Ивана Васильевича» 🙂

    • pofigist said, on Сентябрь 3, 2009 at 16:16

      Угу, с периодическими истошными выкриками типа «танцуют все!» 🙂

  17. […] будет продан.  По какой-то нелепой случайности, я даже правильно предсказал, кому он будет продан. А именно – китайской фирме […]


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: