До свидания General Motors, да здравствует Government Motors! Часть 1.
Первого июня 2009 года произошло то, о чем так долго говорили большевики чего так долго ждал автомир — банкротство одной из старейших автофирм мира — General Motors (или GM, сокращенно).
Фирма уже давно дышала на ладан и вливание миллиардов со стороны правительства США не помогли. В результате, после переговоров с банками и правительством, компания подала на т.н. защиту по статье 11. Это не значит, что фирма полностью прекратила существование, она просто потребовала защиты от кредиторов на период реструктуризации бизнеса. Однако, ясно одно — компания уже никогда не будет прежней, что, впрочем, видно даже по смене названия — вместо GM на рынке будет присутствовать некая New GM.
О чем говорится в заявлении о банкротстве (которое, кстати, можно прочесть здесь (PDF)? В двух словах вот о чем: перечисляются 50 крупнейших кредиторов, заявляется о суммарном долге, который превысил все мыслимые величины, а также, перечисляются подразделения, которых коснется процедура банкротства. Начнем с последнего пункта.
Итак, следующие компании будут «обанкрочены»:
- GMC Truck Division (подразделение по выпуску грузовиков)
- NAO Fleet Operations (подразделение по работе с корпоративными клиентами, которые закупают машины оптом для использования внутри своих компаний)
- GM Corporation (собственно, сама старушка General Motors)
- GM Auction Department (аукционная часть General Motors)
- National Car Rental (подразделение по аренде автомобилей National — самый сильный конкурент Avis)
- National Car Sales (подразделение по продаже машин после аренды в National; также занимается связями с дилерскими конторами)
- Automotive Market Research (подразделение по изучению рынка)
Обратите внимание, что зарубежные подразделения (такие, например, как Opel, Vauxhall и Holden) в списке не значатся (о них поговорим чуть позже).
Корпорация также приводит список пятидесяти крупнейших кредиторов, вместе с объяснениями причин возникновения долга и суммой (список составлен по величине долгов, суммы округлены). Их, кстати, можно разделить на три категории: финансовые обязательства, долги работникам компании и неоплаченные счета за услуги и\или товары (детали для автомашин).
Финансовые долги
- Wilmington Trust Company — почти 23 миллиарда долларов.
- Deutche Bank AG — 4.5 миллиарда долларов.
- Bank of New York — 176 миллиона долларов
Долги по пенсиям, зарплатам и т.п.
- United Auto Workers (профсоюз рабочих автопрома) — на сумму в 20.5 миллиарда долларов.
- International Union of Electronic, Electrical, Salaried, Machine and Furniture Workers (профсоюз «белых воротничков», инженеров, в общем) — 2.7 миллиарда долларов.
Долги перед поставщиками и клиентами
- Starcom Mediavest (рекламщики) — 121.5 миллиона долларов
- Delphi Corp (поставщики электронных комплектующих, в прошлом часть GM, находящаяся на сегодняшний момент в состоянии банкротства) — 111 миллионов долларов
- Robert Bosch GmBH (поставщики электронных комплектующих) — 66 миллионов
- Lear Corp (поставщики автоинтерьера, сидений, обивки и т.п.) — 45 миллионов
- Renco Group (металлоизделия, производство Hummer) — 37 миллионов
- Enterprise Rent-a-car (сдача автомобилей в аренду) — 33 миллиона
- Johnson Controls Inc (электроника и интерьеры) — 33 миллиона
- Denso Corp (электроника, фактически контролируется Toyota) — 29 миллионов
- TRW Automotive (тормозные системы, рулевое управление и т.п.) — 28 миллионов
- Magna International (электроника, механические системы. это те ребята, которые только что, совместно с группой ГАЗ и Сбербанком купили Opel) — 27 миллионов
- American Axle (шасси и приводы) — 27 миллионов
- Maritz Inc (сервисная фирма) — 26 миллионов
- Publicis Groupe (рекламщики, владеют вышеупомянутым Starcom) — 25 миллионов
- Hewlett Packard (компьютеры, оборудование для разработок) — 17 миллионов
- IPG (рекламщики) — 16 миллионов
- Continental AG (шины, тормозные системы, электроника) — 16 миллионов
- Tenneco (подвески, резиноизделия и системы очистки выхлопа) — 15 миллионов
- Yazaki Corp (проводка, панели инструментов) — 14 миллионов
- IAC (полы, двери, автомобильные интерьеры) — 12 миллионов
- AVIS Rent-a-car (сдача автомобилей в аренду) — 12 миллионов
- FMR Corp (финансовые услуги) — 12 миллионов
- AT&T (связь) — 11 миллионов
- Union Pacific (железные дороги) — 11 миллионов
- Warburg Pincus (финансовые услуги) — 10 миллионов
- Visteon Corp (бывшее подразделение Ford, недавно обанкротилось; занимается поставками электроники, радиосистем, светотехники и панелей инструментов) — 10 миллионов
- US Steel (металлопрокат) — 10 миллионов
- Arcelor Mittal (металлопрокат) — 10 миллионов
- AK Steel (металлопрокат) — 9 миллионов
- CSX Corp (транспортные услуги) — 9 миллионов
- Hertz Rent-a-car (сдача автомобилей в аренду) — 9 миллионов
- Alpha S.A (драгметаллы, украшения) — 8 миллионов
- Voith AG (инженерные услуги, краны и подъемники) — 7 миллионов
- Goodyear (шины) — 7 миллионов
- MESC (производственное оборудование) — 7 миллионов
- Severstal ((российская Северсталь — металлопрокат) — 7 миллионов
- Exxon Mobil (нефтепродукты) — 6 миллионов
- Hitachi Ltd (электронные компоненты) — 6 миллионов
- Mando Corp (услуги в сфере безопасности) -5 миллионов
- General Physics (обучение персонала) — 5 миллионов
- Sun Capital (финансовые услуги, специализируется на покупке фирм) — 5 миллионов
- Jones Lang Lasalle (управление недвижимостью) — 5 миллионов
- McCann Erikson (рекламщики) — 5 миллионов
- Flex-n-Gate (прототипы, инженерные услуги) — 4 миллиона
- Bridgestone Corp (шины) — 4 миллиона
- CAP Gemini (бухучет) — 4 миллиона
Всего у компании накопилось почти 173 миллиарда долларов долгов, при этом фирма владеет собственностью примерно в 83 миллиарда. Неслабо так…
В общем, старой GM настал «кирдык», но на ее основе, правительство Обамессии собирается создать New GM (новую GM), отведя на это от 60 до 90 дней. Так сказать, планов громадье.
Планы на будущее
Администрация Обамы пообещала выделить на реструктуризацию компании 33 миллиарда долларов (это в дополнение к уже потраченным миллиардам, которые выделили корпорации еще Буш, а затем все тот же Обама. Взамен фирма должна сделать следующее:
- Сократить количество дилеров до 3600.
- Сократить количество рабочих с 35100 до 27200 (и это еще не предел)
- Начать срочную разработку малолитражных автомобилей
- Закрыть 14 автосборочных предприятий.
- Передать активы компании государству и профсоюзам в такой вот пропорции: 60.8% GM переходит под контроль правительства США, 11.7% — правительства Канады, 17.5% — профсоюзам, а остальное остается в собственности самой компании.
- Концентрация на четырех основных брендах (речь идет о США): Chevrolet, Cadillac, Buick, GMC. О том, что случится с Hummer, Saturn и Pontiac ничего не говорится, но, скорее всего, Hummer будет продан, а остальные два бренда пойдут тем же путем, что и Oldsmobil.
Что случится с автозаводами в США?
Компания опубликовала список (PDF) заводов, которые будут остановлены или закрыты.
Сборочные производства:
- Orion, штат Мичиган — останавливается с сентября 2009 года
- Pontiac, штат Мичиган — закрывается с октября 2009 года
- Spring Hill, штат Теннесси — останавливается с ноября 2009 года
- Wilmington, штат Делавэр — закрывается с июля 2009 года
Штамповочные производства:
- Grand Rapids, штат Мичиган — закрывается с июня 2009 года
- Indianapolis, штат Индианаполис — закрывается с декабря 2011 года
- Mansfield, штат Огайо — закрывается с июня 2010 года
- Pontiac, штат Мичиган — останавливается с декабря 2010 года
Производство двигателей и трансмиссий:
- Livonia Engine, штат Мичиган — закрывается с июня 2010 года
- Flint North Components, штат Мичиган — закрывается с декабря 2010 года
- Willow Run Site, штат Мичиган — закрывается с декабря 2010 года
- Parma Components, штат Огайо — закрывается с декабря 2010 года
- Fredericsburg Components, штат Вирджиния — закрывается с декабря 2010 года
- Massena Castings, штат Нью Йорк — закрыт с мая 2009 года
Сервисные подразделения и логистика:
- Boston, штат Массачусетс — закрывается с декабря 2009 года
- Jacksonville, штат Флорида — закрывается с декабря 2009 года
- Columbus, штат Огайо — закрывается с декабря 2009 года
А что в Европе?
Тут, в общем, все довольно просто. Европейские подразделения GM не включены в петицию о банкротстве. Вместо этого, произойдет реструктуризация компании под общим брендом Adam Opel GmBH на тот период, пока не будут утрясены все детали процесса смены владельца. Adam Opel GmBH будет включать в себя бренды Opel и Vauxhall, но не SAAB. Неясной, также, остается судьба европейского подразделения Chevrolet, которое продает поделки GM Daewoo (кстати, что с этими-то будет, тоже неясно) и бренда Corvette, который существует исключительно для того, чтобы народ не путал «правильный» Chevrolet Corvette с «неправильными» европейскими Chevrolet, которые, как я уже сказал, представляют из себя не что иное, как Daewoo. То есть, Daewoo Matiz в Европе продается, как Chevrolet Matiz.
Новый владелец Adam Opel — это Magna Group (см выше, в списке кредиторов GM), Сбербанк России и группа ГАЗ. FIAT, который ранее собирался приобрести долю в фирме, решил, что его не поставили в известность о некоторых долгах компании и выбыл из игры, вслед за китайцами из BAIC.
В любом случае, в этой части статьи я не собираюсь особо вдаваться в эмоции и высказывать собственные соображения по поводу того, что будет с New GM вообще и с Adam Opel в частности. Спекуляциями на тему я займусь немного позднее, во второй части.
Любопытно, а есть ли у GM что-либо в закромах? Я имею в виду перспективные разработки экономичных и экологических моделей, которые можно достаточно быстро поставить на конвейеры? Что касается банкротства, то этого следовало ожидать давно. Все-таки на мой взгляд американцы, несмотря на свой консерватизм в выборе моделей (большие, мощные и комфортабельные, но прожорливые машины), в последнее время все чаще выбирают «японцев», которые и по качеству и по экономике превосходят GM-вских «монстров». Опять же, громоздкая и насыщенная бюрократией организация, в которую со временем превратилась GM, сожрала себя сама.
У них есть Volt, но, на мой взгляд, это будет самоубийство с финансовой точки зрения. Почему так будет, я напишу завтра. Насчет больших машин ты неправ. Несмотря на массированное промывание мозгов со стороны прессы, либерастов и зеленых, самым продаваемым автомобилем в Штатах до сих пор остается Ford F150, который отнести к компактным автомобилям можно только если сравнивать его с Cadillac Escalade. Японцы там теряют рынок, как и в Европе.
Своих же малых автомобилей у американцев практически нет, за исключением корейского убожества Aveo (привет от Daewoo). Форд планирует начать продавать Фиесту в Штатах, для чего на многих «зеленых» сайтах народ подписывал петицию в поддержку т.н. Fiesta Movement. Но, как водится у зеленых, они очень редко выполняют свои обещания, как показала история со Smart-ом. Там тоже были петиции, демонстрации и т.п. В первый год, продажи Smart зашкалили за 20 тысяч машин, что довольно много для этой ненормальной табуретки. Но потом они упали практически до нуля. То же, на мой взгляд, будет и с Фиестой, разве что цифры будут немного другие.
Фиеста новая мне нравится, но не думаю. что американцам она понравится тоже. Все-таки просторы Америки «просят» и машину просторную. F150 — это зверюга, в Европе он смотрится монстром, как и Cadillac Escalade. Даже в нашем «городке» такие машины паркуются с трудом. В Америке, как мне кажется, эта проблема на так остра.
С парковками в американских городах неплохо — они рассчитаны на таких монстров. А Фиеста — исключительно европейский автомобиль, дорогой и с жесткой настройкой шасси. Например, у нас топовый вариант в приличной комплектации может зашкаливать за 17 тысяч фунтов, что неоправданно дорого для такой машины. Да и вообще, я, похоже, единственный человек на Земле, у которого дизайн Фиесты вызывает только отвращение 🙂
Ф150 самый популярный не потому, что американцы так любят большие машины. А потому, что это самый надежный и самый маленький грузовик из всех. А без грузовика в Штатах можно жить только в крупных городах.
Ну и получается, что те, которые покупают седан — покупают кто что. Кто тойоту, кто хонду, кто чего… а как нужен трак — так Ф150. С ОЧЕНЬ маленькими отклонениями в виде тойота тундра и gmc canyon.
А про хаммера, сааба, сатурна и понтиака вроде как сказали, что закроют. Седня в газете читал. Хотя хаммера, таки если найдут кому продать, то продадут. Все-таки знаковая машинка.
Да, кстати как-то странно что всего получилось 170+ миллиардов.
Все-таки суммы задолженостей падают довольно быстро по спискам, а из того, что ты написал и на 100 миллиардов не набирается.
Не набирается, но там еще несколько тысяч миноритариев, которые в документах на банкротство не перечислены. Просто сказано, что их более 500 в каждом конкретном случае. Ну и бушевские 13 миллиардов тоже ведь считаются ссудой.
Хаммер не закроют — сегодня было сообщение, что они нашли покупателя. С Саабом тоже не все так просто — шведское правительство не даст им его закрыть, потому что он сейчас находится под их версией chapter 11 и под гарантиями правительства. GM грозится найти покупателя до конца этого года.
Что касается Pontiac и Saturn, то я не в курсе, по-моему, они собираются эти бренды просто прибить.
[…] До свидания General Motors, да здравствует Government Motors! Часть 2. Posted in Chevrolet, Chrysler, Hummer, SAAB, Tata, Toyota, Vauxhall/Opel, daewoo, Просто трёп, автомобили, политика by pofigist on Июнь 2, 2009 Окончание. Начало здесь. […]
И как успехи?
А они будут пользоваться спросом? В Америке? О_о
Пациму?
Новой? Поддерживаю 🙂
Пока успешно. В смысле, бюджет на рекламу уже выделили. Из кармана налогоплательщика есс-но, которому же и будут впаривать свои поделки. Первой ласточкой стала презентация Volt, где представители GM гордо заявили, что расход топлива их (недоделанной) машины составит аж 1 литр на 100 км (в эквиваленте). Правда, когда я попытался подсчитать сам, используя стандартные данные эквивалентов, то у меня получилось что-то около 2.5л\100км. Что, конечно, круто для машины класса Opel Astra, но цена на нее просто невменяемая — 50 килобаксов! Обама, конечно, выделит каждому покупателю этой фигни 7.5Кбаксов в качестве налоговой скидки, но все равно дорого. Особенно для GM.
Смотря какие на них будут государственные скидки. Могут ведь как в Европе, задавить долларом. С той командой, которая сейчас заседает в Белом Доме (в вашингтонском обкоме) это вполне может стать реальностью.
Падающий доллар, высокий курс иены, дорогие машины, недешевое обслуживание.
O! А я-то думал, что я такой один 🙂