Pofigism as a lifestyle 2.0

Что происходит с Chrysler — мой взгляд на проблему.


Если сказать честно, то я долго заставлял себя написать что-то по поводу последних событий вокруг Chrysler, FIAT, SAAB, Opel/Vauxhall и иже с ними.  Дело не в том, что я совсем обленился (хотя какая-то доля истины в этом есть) и даже не в том, что такие события можно игнорировать, как незначительные. А просто в том, что состояние дел в отрасли можно описать фразой «все ясно, что ничего непонятно».

Однако, в последнее время, стали появляться признаки того, что ситуация стала немного проясняться и я решил высказать свое, ничем не обоснованное, субъективное мнение по этому поводу.

Итак, что происходит с Chrysler?

chrysler_logo

Chrysler — одна из компаний «большой американской тройки», в которую входят еще Ford и GM (куда уж без них).  Компания владеет несколькими десятками подразделений, главными из которых (для меня, по крайней мере) являются Chrysler, Jeep, Dodge и GEM.  Остальные бренды типа Plymouth и DeSoto, в настоящее время, почили в бозе, так что о них сказать нечего.

В прошлом году, Chrysler получил 4.5 миллиарда долларов в качестве государственного займа, который, как стало недавно известно, отдавать не собирается (кто бы сомневался). Однако, это его не спасло и потребовались дополнительные финансовые вливания.  Правительство США во главе с прекрасноречивым демагогом Бараком Хусейном Обамой решило помочь компании (кто ж считает деньги налогоплательщиков?) и приняло решение выдать дополнительное финансирование, которое, правда, базировалось на нескольких условиях. Прежде всего, от фирмы требовалось найти другую компанию, которая помогла бы вывести Chrysler из кризиса с технической точки зрения. Кроме того, от кредиторов требовали отказаться от своих претензий (фактически, списать долги), а те, кто этого не захотел сделать, подверглись остракизму (думаю, что все помнят речь Обамы о хедж-фондах?).

Фактически, произошло вот что — государство потребовало от кредиторов обменять долги Chrysler на некую сумму в наличных, которую им выплатят из бюджета страны. Крупные банки эту идею поддержали (а у них был выбор? они же получили совсем неплохие денежные вливания, теперь надо отрабатывать), а мелкие фонды — отказались и затеяли иск. Обама обрушился на них с критикой, заявив, что, в то время, как от всех требуется пожертвовать личным ради спасения страны (где-то я уже такое слышал, правда давно и в уже почившей в бозе стране), отдельные компании не понимают структуры момента и не готовы отдать свое состояние ради прекрасного завтра. В итоге (я действительно восхищаюсь Обамой, как политиком) он сумел перевести стрелки народного гнева с тех, кто действительно разорил Крайслер (профсоюзы, в частности) на мелких кредиторов, а сам остался весь в белом. Красиво, ничего не скажешь.

На сегодняшний день, Крайслер — технический банкрот. То есть, компания продолжает существовать, увольнения, хоть и проводятся, но двери фирмы не закрыты и замок на них не висит. Новыми владельцами (у старых акции просто отобрали, классический вариант «отнять и поделить») фирмы стали: американский профсоюз UAW (United Auto Workers) с 55% акций, FIAT с полученными нахаляву 20% (и еще 15% может получить, если дела пойдут на лад),  правительство США с 8% и профсоюз CAW (Canadian Auto Workers) с 2% акций. То есть, полностью социалистическая компания с вкраплениями иностранного капитала (в теории, поскольку на практике, FIAT не вложил в акции ни копейки).

fiat_logo

Оставим в стороне профсоюзы, которые все равно угробят фирму в долгосрочной перспективе и посмотрим на то, что получат Chrysler и FIAT от сделки. Chrysler получает доступ к экономичным платформам FIAT, которые смогли получить признание в Европе. Кроме того, FIAT обязан помочь Chrysler вывести на рынок новый американский автомобиль (базирующийся на платформе FIAT) уже в 2011 году.

Со своей стороны, FIAT получает доступ к платформам Jeep и дилерской сети Chrysler, то есть, фактически, он безболезненно выходит на американский рынок.

Все бы хорошо, но давайте посмотрим на то, что сегодня выпускает FIAT. У них есть несколько платформ, причем, почти все они созданы в кооперации с другими автопроизводителями. На их основе выпускаются:

  • Panda:  собственно, FIAT Panda, FIAT 500, Ford Ka.
  • Punto (199): FIAT Punto, FIAT Qubo, FIAT Linea,  Alfa Romeo MiTo, Opel/Vauxhall Corsa, Citroen Nemo, Peugeot Bipper
  • Bravo: единственная машина в линейке, которая не была разработана совместно с другими фирмами
  • Sedici: FIAT Sedici, Suzuki SX4
  • Chroma: FIAT Chroma, SAAB 9-3, Opel/Vauxhall Vectra, Chevrolet Malibu,  Cadillac BLS,  Saturn Astra
  • Alfa Romeo: Alfa 159, Alfa Brera, Opel/Vauxhall Insignia

Получается, что без риска получить многомиллионный иск от Ford/GM/Suzuki/PSA FIAT может предоставить Chrysler только Bravo.  Вот такой расклад.

Зато FIAT сможет сделать на базе технологий Jeep какой-нибудь внедорожник/паркетник, поскольку продажи в этом сегменте в Европе идут совсем неплохо. То есть, для FIAT — одни плюсы. Для Chrysler — плюсы появятся только если FIAT договорится с GM/Ford/PSA/Suzuki и  сможет передать платформы Panda/Punto Chrysler. С другой стороны, памятуя о том, что электорат Обамы в Детройте составляет явное большинство (там процент черного населения очень высок),  можно ожидать того, что он надавит на GM (с Ford это сделать сложнее) в стиле «отдавай добро, а то плохо будет!».  Возможно, на это и весь расчет.

Почему я не упоминаю о новых платформах FIAT? Да потому что, Chrysler обязан начать выпуск новой модели уже в 2011 году, что нереально быстро (обычно, разработка машины ведется лет пять). То есть, они обязаны будут взять существующую платформу (Bravo, скорее всего), переделать ее под свой техпроцесс и загнать ее на конвейер. Успеть-то они успеют (хотя времени и в обрез), но вот будет ли такая машина продаваться? Bravo и в Европе-то не блещет.

Ситуация усугубляется еще и тем, что американцы любят все новое, но при этом достаточно консервативны. Понимаю, что звучит это странно, но вот так оно и есть. То есть, какая-то новинка начинает там продаваться быстро (пример Smart у всех перед глазами), но после того, как новизна выветрилась, люди возвращаются к традиционным автомобилям (опять же, приведу в пример Smart).  Если Chrysler/FIAT просто выведет на рынок Panda/500/Punto, то поначалу, продажи вполне могут быть неплохими. Но, через какое-то время, они сойдут на нет, ибо отсутствие нормальной автоматической коробки передач (рынок предпочитает «автоматы»), жесткая европейская подвеска (рынок хочет мягкие «диваны»), хэтчбеки (на рынке, где доминируют седаны), быстро отобъют охоту у потенциальных покупателей. То есть, продажи, конечно, будут — сумели же югославы как-то продавать Yugo в США, но какие?

vauxhall_logo

Интересно, что FIAT решил побороться за Opel/Vauxhall (лого последнего на картинке выше). Возможно, что это делается как раз для того, чтобы избавиться от проблем с «кооперативными» платформами вроде Punto/Corsa и Brera/Insignia. Но в эти дебри я лучше углубляться не буду, поскольку там столько всего завязано, что сам черт ногу сломит.

В двух словах так — мы присутствуем при рождении гиганта социалистической индустрии, типа ВАЗ (там, кстати, тоже FIAT приложился). Я очень надеюсь на то, что ситуация не пойдет тем же путем, как и в Тольятти, но мой прогноз такой: у Крайслера осталось 5 лет жизни максимум. И это при том, что Обаму переизберут (надеюсь, что нет). Такие дела (с) Курт Воннегут.

Напоминаю, что все вышеизложенное является только моими спекулятивными измышлениями  на заданную тему.

Реклама

комментариев 12

Subscribe to comments with RSS.

  1. PaPof said, on Май 6, 2009 at 11:41

    И тут Б.Х.Обама уже успел отметиться! Боюсь, что это не последнее его «благое» для Америки дело. Черт с ним с Крайслером, в Штатах есть еще и Форд и Джи М, но вот во внешней политике его декларации меня очень настораживают. Боюсь. что это только начало конца Америки, как мирового лидера и гаранта мира. Натворит он еще немало, как, собственно, и любой президент-демократ. Но этот еще и демагог порядочный.

  2. pofigist said, on Май 6, 2009 at 11:49

    Демократ\Демагог он просто великолепный, этого у него не отнять. Отличное качество для политика, кстати. Но как лидер — он просто ноль и понимания того, что творится у него просто нет. Вернее, не у него, а у его команды.

  3. Set said, on Май 6, 2009 at 17:47

    ВАЗ до сих пор лежит на солнышке, не захороненный 🙂 и Крайслер вполне себе может больше 5 лет находиться в состоянии трупного разложения. Они тут суперкар даже презентовали, электрический аля Тесла. 🙂

  4. pofigist said, on Май 6, 2009 at 18:26

    ВАЗ лежит на солнышке потому, что слишком многие люди в российском правительстве имеют личный интерес в том, чтобы он так и лежал. Кроме того, он, фактически, монополист в нижнем ценовом сегменте (там, где Классика), а индусы со своей Тата Nano на российский рынок вряд ли выйдут.

  5. vlady304 said, on Май 7, 2009 at 01:13

    Chrysler/Dodge bol’she vsego zhalko iz vseh amerikantsev.
    Luchshe by oni Ford zavalili ili GM 🙂

  6. pofigist said, on Май 7, 2009 at 09:31

    Я в реалиях американского рынка не разбираюсь, но в наших краях Крайслер позорно провалился, в то время, как Форд и GM чувствуют себя довольно неплохо (с точки зрения продаж).

  7. vlady304 said, on Май 7, 2009 at 15:03

    A kto u vas lider prodazh ot GM?

  8. pofigist said, on Май 7, 2009 at 15:27

    Vauxhall (aka Opel), затем SAAB и потом Chevrolet (под этим брендом у нас продаются поделки Daewoo).

  9. vlady304 said, on Май 10, 2009 at 14:09

    T.e. GM u vas prodaet to, chto ne prodaet u nas 🙂
    U nas tol’ko SAAB est’, prodayut po 5 mashin v god. Dazhe ne znayu kto ih pokupaet

  10. pofigist said, on Май 10, 2009 at 15:15

    Именно так все и происходит. SAAB, фактически, это Opel в другой упаковке и с другими настройками шасси. А Opel/Vauxhall у нас чемпионы продаж, бо дешево и относительно неплохо.

  11. Damballah said, on Май 13, 2009 at 11:21

    GM, похоже, скоро последует за Крайслером.
    http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20090513000523.shtml

  12. pofigist said, on Май 13, 2009 at 13:08

    Так и будет, причем, по тому же сценарию «отнять и поделить». Правительство договорится с профсоюзами, опять прижмет инвесторов, отнимет у них все права и будет еще один госконцерн. Отнимают акции они красиво — если фонды противятся тому, что у них отбирают собственность, они заставляют суды публиковать их данные (адреса, телефоны и т.п.), после чего, в газетах появляются статьи, типа «фонд такой-то — враг всего прогрессивного человечества». Следующий шаг — организация демонстраций (как правило, агрессивных) у штаб-квартиры фонда. Если не действует, то сотрудники начинают получать письма с угрозами.
    Так что, маски-шоу не только в России бывают — оно случается везде, где к власти приходят социалисты.


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: