EUSSR впереди планеты всей.
Не успели американцы принять столь долго обсуждаемый CAFE (Corporate Average Fuel Economy) план,
целью которого является снижение количества вредных выбросов и снижение среднего расхода
топлива до 35 mpg (около 6.5 л\100 км), как Евросоюз тут же заявил, что Америка никак не может быть
впереди планеты всей, поскольку таковая честь принадлежит именно ему, Евросоюзу. Разумеется,
никто не делал именно такого заявления (для этого еще время не пришло), но все к тому идет.
Первоначально предполагалось ввести систему штрафов для автопроизводителей, с тем, чтобы к 2012
году среднее количество выбросов CO2 на автомобиль составляло 130 г\км. Разумеется, эта цифра
нереальна, поскольку:
а) модели 2012 года находятся в разработке прямо сейчас и смена приоритетов будет стоит автопроизводителям больших денег, что негативно отразится на конечной стоимости товара.
б) На сегодняшний день не существует ни одного автомобиля в среднем сегменте (и выше), который
бы выбрасывал CO2 меньше этой цифры. Единственный претендент на эти лавры — Toyota Prius, но и с
ним не все гладко, например, абсолютно непонятно к какому классу его относить. Например, EuroNCAP
считает, что он относится к среднему сегменту, в то время, как автомобильные журналы (не все, но
многие) относят его к классу компактов.
в) В отличие от США, где действует стандарт Tier2Bin5, ЕС сосредоточено на одном-единственном
загрязнителе среды — CO2. В то же время, NOx (главный компонент кислотных дождей) в расчет не
принимается, что способствует широкому распространению дизельных двигателей. Поскольку
автопроизводители, в отличие от Еврокомиссии, живут в реальном мире, то они принимают в расчет
также выбросы сажи и NOx. То есть, они должны сокращать выбросы сбалансированно, а не одно за
счет другого.
В принципе, существуют как автопроизводители, для которых эта цифра достижима (FIAT, например —
поскольку основу их продаж составляют субкомпакты и городские машины), так и фирмы, которые при
всем старании не смогут придти к этой цифре (Porsche, BMW — ввиду ориентированности на «спортивный» и «престижный» сегменты рынка). Нетрудно предугадать, что последние, при всем
желании, выполнить нормативы ЕС не смогут. В итоге, цель достичь 130 г\км в среднем по
автоиндустрии к 2012 году, является примерно такой же достижимой целью, как построение
коммунизма в одной отдельно взятой стране.
Для тех, кто не питает ни малейшего сочувствия к автопроизводителям, могу сообщить, что система
штрафов, предложенная ЕС, может значительно поднять стоимость некоторых, вполне демократичных
автомобилей. Документ предусматривает следующие штрафы (за каждый «лишний» г\км CO2):
2012 год — €20
2013 год — €35
2014 год — €60
2015 год (и далее) — €95
Возьмем, для примера, один из самых обычных автомобилей, присутствующих сегодня на рынке. Он
подпадает под данную директиву, поскольку замена ему придет только в 2015 году. Это Ford Focus с бензиновым двигателем 1.6 (выбросы CO2 159 г\км). Так сказать, рабочая лошадка.
Так вот, цена такой машины вырастет на следующую сумму:
2012 год — €580
2013 год — €1015
2014 год — €1740
2015 год (и далее) — €2755
Неплохо, правда? А если вдруг вам придет в голову купить такую машину с автоматической коробкой
передач (да, я знаю — Форды никогда не отличались нормальным «автоматами»), то выхлоп возрастет
до 184 г\км. В этом случае, цена (для Форда) вырастет на следующую сумму:
2012 год — €1080
2013 год — €1890
2014 год — €3240
2015 год (и далее) — €5130
Конечно, мои оппоненты могут сказать, что незачем брать машину с бензиновым двигателем, а купить
дизельный вариант. Такой автомобиль будет действительно находиться вне системы штрафов (я о
Форде), поскольку, скажем, вариант ECOnetic выбрасывает 115 г\км.
Но решит ли это проблему увеличения стоимости конечного продукта для покупателя? Не решит,
поскольку пострадает не данная конкретная модель, а штрафы будут «раскиданы» по всей гамме
автомобилей от данного производителя. То есть, грубо говоря, те, кто купят экологичный автомобиль,
будут субсидировать тех, кому на экологию плевать. Ведь штрафы будут браться централизованно, с
автопроизводителя, а не с покупателя (хотя, в конечном итоге, покупатель за это заплатит). Это произойдет, потому что автокомпании встанут перед дилеммой — переходить на выпуск
компактных (и малоприбыльных) автомобилей, с тем, чтобы избежать штрафов — или продолжать
выпускать средне- и крупноразмерные машины (наиболее прибыльный сегмент) и «размазывать»
штрафы по всей гамме выпускаемой продукции.
Однако (отвлечемся от Форда, наконец), Еврокомиссары никак не могут обойти своим вниманием
такой потенциальный источник дохода как штрафы (а вы думали, что речь пойдет о заботе об
экологии?) и составили совершенно крышесносящий документ, в котором говорится о том, что к 2020
году (то есть, для следующего поколения автомобилей) целью должно стать 95 г\км. Подробнее можно прочитать здесь (PDF).
Так вот, на сегодняшний момент, не существует ни одного, массового выпускаемого, автомобиля, способного достичь этой цифры. Даже широко разрекламированное убожество VW Polo Bluemotion еле-еле доползло до цифры в 99 г\км. И достигнуто это было за счет максимального облегчения машины,для чего из нее выкинули, например, кондиционер. Также, изменили коробку передач (длинные передачи), поставили шины со сниженным сопротивлением качению (и, как следствие, ухудшенными сцепными свойствами) и улучшили аэродинамику. Все это чудо стоит более 12К фунтов.
Как именно Еврокомиссары могут обосновать сию нереальную цифру, я не понимаю.
Что я думаю по этому поводу (если кого-то это интересует вообще, хотя, с другой стороны — если бы не интересовало, не читали бы эту статью) — предложение будет принято с помпой, шампанским и победными реляциями на тему «ЕС впереди планеты всей в деле борьбы с изменением климата».
После чего, все успокоятся, займутся делом и тут возможны два варианта:
1. Штрафособирательство до того момента, пока правительства Германской и Французской Автономных Республик не решат, что Еврокомиссия может пойти куда подальше и не начнут игнорировать это решение (преценденты уже были — хотя бы разбирательства о дефиците бюджета).
2. Года через два, после того, как шторм победных реляций сойдет на нет, решение тихо отменят в связи с каким-нибудь глобальным кризисом (прецендент — биотопливо и глобальная нехватка продовольствия).
Главное, успеть вовремя развесить (а потом вовремя снять) плакаты «Решения Еврокомиссии выполним в срок!»
Если я правильно понял, то штрафовать планируют тех производителей, чьи заводы расположены в ЕС?
Насколько я понял — штрафовать будут тех, кто продает машины в ЕС.
Понятно.
А вот ежели, скажем, англичанин приехал в Японию, купил там себе Мадж… Ладно, для разнообразия возьмем Тойоту Сенчури. 🙂
А потом припер ее в Англию. Штрафовать будут владельца?
Нет, но он будет платить ежегодный дорожный налог, исходя из количества выхлопа CO2. Само количество выхлопа будет определено либо исходя из данных производителя (если DVLA признает данные верными), либо исходя из реальных замеров (что очень неприятно, потому что реальный замер расходится с паспортным где-то на 30% даже у новой машины).
Вообще говоря, данное Словенское предложение, относится только к производителям, продающим свои машины на территории ЕСССР. Там ничего не говорится о частном (сером) импорте.
Хорошо, что у нас нету налога на выхлоп. 🙂
Хотя, я думаю, наши чиновники, посмотрев на ЕС, введут такое дело. Но брать будут бабки не с производителей (ТАЗу крышка полная наступит), а с владельцев.
Введут, ты не сомневайся 😦 Вон, в Москве вроде приняли постановление, что, начиная с сентября этого года, въезд в центр автомобилей (а не только грузовиков), двигатель которых не соответствует Евро2 — запрещен.
Не знаю насчет принятия закона, хотя разговоры были.
Мне интересно, как будут определять, у кого там Евро-2, а у кого вообще евров нет.
Вроде как приняли, по крайней мере, в За Рублем об этом уже писали. Как определять? Очень просто — все Жигули подпадают под «не-Евро2». Все иномарки (за редким исключением) — в Евро2.
Нууу… Ща последние и не очень модели Жигулей позиционируются, как Евро-2. А то и 3.
С иномарками тоже вопрос. Новые, наверное, все соответствуют. А старые?
Тогда пусть определяют как всегда — по толщине бумажника владельца 🙂
[…] Худшая тройка статей года (у каждой всего один просмотр): SEAT Ibiza: Цены и спецификации объявлены Отпуск и все такое… EUSSR впереди планеты всей. […]